Известно, что профессиональная деятельность педагога является одним из наиболее напряженных (в психологическом плане) видов деятельности и входит в группу профессий с большим присутствием стресс-факторов. Постоянное ощущение повышенной ответственности за жизнь и развитие учеников, за качество учебного процесса и другие вопросы зачастую приводит педагогов к нервно-психическому и эмоциональному истощению, к так называемому «профессионально-эмоциональному выгоранию». В рамках реализации проекта «Давайте учиться не гореть!», разработанного специалистами муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи «Центр диагностики и консультирования», в октябре-декабре 2010 года среди педагогов района была проведена диагностика уровня эмоционального выгорания (по методике В.В. Бойко), выпущена газета «Тет-а-тет с педагогом». В данное время идет реализация основного этапа проекта – это проведение тренинговых занятий с учителями по профилактике эмоционального выгорания «Как жить полной жизнью и «не сгореть» на работе». Первое занятие прошло 2 февраля 2011 года в МОУ «Янтиковская СОШ», где присутствовало 23 педагога. Самыми интересными и увлекательными моментами на занятии оказались профилактические упражнения, направленные на снятие эмоционального напряжения, определение своего отношения к профессиональной деятельности, выбор наиболее эффективной стратегии поведения. Полезными для педагогов были методы профилактики синдрома «эмоционального выгорания», практические упражнения. Синдрому «эмоционального выгорания» подвержены не только педагоги, но и другие специалисты, выбравшие профессию по типу «человек – человек». В целях профилактики вышеназванного синдрома следует: • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки; • учиться переключаться с одного вида деятельности на другой; • проще относиться к конфликтам на работе; • не пытаться быть лучшим всегда и во всем.
|