Ежегодно в апреле – мае месяцах дети, достигшие школьного возраста, проходят в Янтиковской ЦРБ медосмотр, где врачи разных специальностей проверяют их соматическое здоровье. В диспансеризации также участвует учитель-логопед Центра диагностики и консультирования, которая проверяет речевое развитие будущих первоклассников.
Речь является высшей психической функцией, и во многом готовность или неготовность к началу школьного обучения определяется уровнем речевого развития ребенка. Чем лучше развита у ребенка ко времени поступления в школу его устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.
У детей нередко наблюдается нерезко выраженное отставание в речевом развитии, которое в дошкольном возрасте обычно не привлекает особого внимания со стороны родителей. Эти нарушения выявляются при логопедическом обследовании. Так, ежегодно около 40 % обследованных детей в речи неправильно произносят один или несколько звуков, некоторые (10 %) смешивают в речи акустически и артикуляционно сходные звуки (с-ш-з-ж, с-ц-ч-щ, л-р), многие не владеют фонетическими процессами (анализом и синтезом слов).
Большинство родителей понимает и адекватно оценивает возможности и способности своих детей. В случае необходимости они обращаются к разным специалистам. Некоторые же успокаивают себя: мол, «в школе всему и научат». Школа, конечно, даст необходимые знания и навыки, но на какой фундамент все это будет закладываться – нужно задумываться уже сейчас.
В заключении хочется обратить внимание родителей на возраст детей, необходимый для поступления в школу. При приеме в 1 класс образовательные учреждения руководствуются Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами СанПиН 2.4.2.2821-10, где четко указаны возрастные нормы для школьного обучения: «Оптимальный возраст начала школьного обучения - не ранее 7 лет. В 1-е классы принимают детей 8-го или 7-го года жизни. Прием детей 7-го года жизни осуществляют при достижении ими к 1 сентября учебного года возраста не менее 6 лет 6 месяцев».
|